Ранняя помощь
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года № 3711-р, утверждена Концепция развития в РФ системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года.
Концепция предусматривает в том числе ираннюю помощь детям и их семьям как комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям от рождения до 3 лет (независимо от наличия инвалидности), имеющим ограничения жизнедеятельности либо ограниченные возможности здоровья с риском развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию таких детей, повышение их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование среды жизнедеятельности, позитивных взаимоотношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в целях комплексной профилактики формирования или утяжеления детской инвалидности.
В документе заложены ключевые задачи, решение которых позволит получить законодательную основу для функционирования системы ранней помощи. К приоритетным задачам относятся: создание правовых основ и методическое обеспечение ранней помощи; создание механизмов своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи; обеспечение подготовки квалифицированных специалистов; обеспечение управления качеством услуг ранней помощи.
Целевая группа ранней помощи
Право на включение в число получателей услуг ранней помощи имеют дети целевой группы: дети в возрасте от 0 до 3 лет, имеющие ограничение жизнедеятельности или из группы риска.
Выявление детей целевой группы основывается на мониторинге состояния здоровья, особенностей развития и условий проживания детей, дальнейшем анализе ситуации и заключении о том, что ребенок нуждается в услугах ранней помощи. Выявлением детей, потенциально нуждающихся в услугах ранней помощи, могут заниматься следующие организации:
- медицинские организации;
- центры социального обслуживания населения;
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы;
- организации, осуществляющих образовательную деятельность, предоставляющие услуги по присмотру и уходу за детьми в возрасте до 3 лет;
- центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
- психолого-медико-педагогические комиссии;
- дошкольные образовательные организации.
При выявлении потенциальных получателей услуг ранней помощи эти организации пользуются следующимикритериями:
- Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет, относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (подтверждено заключением психолого-медико-педагогической комиссии)
- Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет, имеет статус «инвалид с детства» (подтверждено справкой из МСЭ)
- У ребенка в возрасте от 0 до 3 лет выявлено генетическое или хромосомное заболевание (подтверждено справкой из медицинского учреждения)
- У ребенка в возрасте от 0 до 3 лет выявлено заболевание, приводящее к основным видам стойких расстройств функций организма (психических; сенсорных; речевой продукции; нейромышечных, скелетных и связанных с движением; других), ограничивающих возможности развития ребенка и его вовлечения в естественные жизненные ситуации (подтверждено справкой из медицинского учреждения)
- У ребенка от 0 до 3 лет выявлено нарушение функций организма (психических; сенсорных; речевой продукции; нейромышечных, скелетных и связанных с движением; других), ограничивающее возможности развития ребенка и его вовлечения в естественные жизненные ситуации (подтверждено справкой из медицинского учреждения)
- Ребенок от 0 до 3 лет, воспитывается в государственном казенном учреждении
- Ребенок от 0 до 3 лет воспитывается в семье, находящейся в социально опасном положении (выявлено и подтверждено районными центрами социальной помощи семье и детям, учреждениями здравоохранения, правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства)
- Ребенок от 0 до 3 лет, семья обратилась самостоятельно в связи с возникновением беспокойства относительно отставания в развитии или ограничений жизнедеятельности ребенка.
Чем занимаются специалисты ранней помощи?
Специалисты в области ранней помощи занимаютсяабилитациейребенка.
Слово «абилитация» происходит от латинского слова «habilis», которое означает умелый, компетентный. Под абилитацией понимается процесс помощи и поддержки семьям и детям с функциональными ограничениями. Процесс абилитации направлен на развитие новых функций и способностей в отличие от реабилитации, которая направлена на восстановление потерянных функций и способностей.
Традиционная цель абилитации состоит в том, чтобы улучшить функционирование ребенка, основываясь на его сильных сторонах, возможностях и ресурсах; дать ребенку оптимальные возможности для независимой жизни в будущем, опираясь в этом процессе на его семью.
Таким образом, специалисты ранней помощи не борются с нарушением, а работают по трем направлениям:
- развитие самого ребенка (развитие общих умений для нормальной жизни и дальнейшего обучения, развитие специальных умений и знаний)
- приспособление окружающей среды (нет физических барьеров, может пользоваться всем, чем пользуются другие, есть вспомогательное оборудование)
- обучение окружающих людей (как стать ассистентом, как изменить свое отношение к ребенку с нарушениями, изменение норм и представлений, принятых в обществе)
Современная ранняя помощь направлена на достижение следующих целей:
- улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях;
- повышения качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
- повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
- включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи, подготовка ребенка к включению его в сферу образования.
Программа реализуется в специально созданных подразделениях, на основе трансдисциплинарного командного взаимодействия специалистов, в партнерстве с семьей, длительно и непрерывно, в ежедневных жизненных ситуациях, в естественных условиях.